Обыкновенная история

Объявление

Дорогие друзья!
Мир только-только создаётся, поэтому прошу извинить за возможные изъяны. Он будет совершенствоваться с каждым днём и, возможно, с вашей помощью, когда-нибудь станет по-настоящему живым. А пока - терпения всем нам!)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обыкновенная история » Большая английская энциклопедия » Искусство Англии в Раннюю Викторианскую эпоху.


Искусство Англии в Раннюю Викторианскую эпоху.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

1. Живопись.
  Раньше, чем в других странах Европы, утверждается капиталистический общественный уклад в Англии. Быстрые темпы развития капитализма в первые десятилетия 19 в. обусловили обострение классовых противоречий, волны народных возмущений. Отзвуки Великой Французской революции 1789—1794 гг., ирландские мятежи, чартистское движение насторожили правящие круги Англии, с нетерпимостью отвергавшие проявления свободомыслия и демократии. Подвергались травле либо просто замалчивались творения наиболее талантливых прогрессивных деятелей культуры. Был вынужден покинуть родину величайший поэт Англии - Байрон, остались недооцененными поэзия Шелли и Китса, живопись Констебла, вошедшие в золотой фонд мировой культуры.
  В 19 веке в Англии была создана глубоко самобытная и национальная по своему характеру живописная школа, которая между 1830-1850 годами пережила свой "золотой век". На первые десятилетия 19 в, приходится завершающий этап начавшегося в середине 18 в. расцвета английского искусства. Но если в 18 в. ведущее место в живописи принадлежало портрету, то в 19 его занимает пейзаж, значительно опережающий развитие этого жанра на континенте. Зародившийся в творчестве Гейнсборо лирический пейзаж получил свое развитие в конце 18 — начале 19 в. в искусстве художников реалистического направления.
  Если в первой четверти 19 века характерно было меценатство аристократии, в частности принца-регента Георга IV, то с вступлением на трон королевы Виктории художникам стали покровительствовать, главным образом, коммерсанты и промышленная буржуазия. Создаются новые учебные заведения, появление которых разрушает существовавшую монополию Королевской Академии. Английские художники постепенно становятся известными и на континенте.   Среди художников того времени Джордж Хейтер, Джеймс Хейлер, Уильям Пауэл Фриз, Джон Ричи, Джон Клейтон Адамс, Данте Габриэль Россетти, Уильм Тернер, Джон Эверетт Миллес, Джон Уильм Уотерхаус, Эдуард Коли Берн-Джонс и другие. Их работы – это портреты маслом, в том числе самой королевы Виктории разных лет, жанровые и исторические произведения. А также работы, выполненные акварелью, так как эта техника была очень популярна и любима английскими художниками.
  Полотна таких художников XIX–XX вв., как Фредерик Гудалл (1822–1904), Фредерик Морган (1856–1927), Теодор фон Хольст (1810–1844), Вильям Генри Мэндер (1850–1922) заслуживают особого внимания.
  Одна из наиболее известных картин ранней Викторианской эпохи – работа Фредерика Гудалла «Цветущее майское дерево» («Raising the maypole»). Гудалл — один из крупнейших английских художников XIX в на своих полотнах он чаще всего изображал пейзажи и сцены быта, также мастер увлекался египетскими мотивами.
  Если говорить о реалистическом пейзаже 19 века, то подлинным новатором в его создании был Джон Констебл (1776—1837). Демократизм и глубина чувств сочетаются в его творениях с поэтичностью и правдивостью. Он воспевал родную природу, словно наполняя светом и воздухом пространство картин и этюдов, передавая динамику неба, свежесть зеленой листвы деревьев и травы, неразрывную связь природы и человека.
Констебл родился в Суффолке в семье мельника. Живописные берега реки Стур, серебристые ивы, водяные мельницы были первыми сильными зрительными впечатлениями будущего художника, неоднократно возвращавшегося к ним впоследствии. С большим трудом преодолев все препятствия, Констебл в 1799 г. поступил учиться в Королевскую Академию художеств в Лондоне. С первых же самостоятельных творческих шагов обнаружилось его стремление к правде жизни, к реальной природе, но жажда знания приводит его к изучению мастерства старых художников. Некоторое время он пишет пейзажи в духе голландских и французских пейзажистов 17 в., пытаясь совместить непосредственность восприятия натуры с традиционными схемами пейзажа. Таков «Вид Дэдхемской долины» (1809, Лондон, Национальная галерея), исполненный не без воздействия живописи Клода Лоррена, но уже несущий отпечаток индивидуальности автора, который добивается удивительной свежести колорита, метко схватывая характерные особенности природы Англии. В одном из писем времени пребывания в Академии Констебл признавался: «Эти два года я провел среди произведений живописи и брал правду из вторых рук... скоро я вернусь в Берхольт, буду писать этюды с натуры и искать манеру простую, лишенную всякой вычурности». Овладев мастерством, художник вновь возвращается к изучению и непосредственным наблюдениям натуры, к поискам собственного художественного языка. Он предпринимает путешествие на север Англии, в Шотландию — «страну озер», делает зарисовки пейзажных мотивов, точно «портретирует» отдельные деревья. Он пишет с натуры этюды в Дэдхемской долине, в Солсбери и других местах Англии, впервые утверждая необходимость работы на открытом воздухе, закладывая тем самым основы пленэрной живописи. По художественным достоинствам его большие по размеру, вдохновенно и свободно написанные этюды могут занять место рядом с законченными картинами. Громадное значение придавал Констебл изображению неба в разное время дня и различную погоду, улавливая его тончайшие оттенки, динамику облаков, влажность атмосферы, свежесть воздуха. Долгий период исканий завершается к 1820-м гг. Наступает пора творческой зрелости, время создания таких выдающихся картин пейзажной живописи, как «Телега для сена» (1821), «Прыгающая лошадь» (1825), «Хлебное поле» (1826), утверждающих красоту и значительность жизни природы, величие повседневного реального мира. Динамичность и целостность в них достигнуты энергичной кладкой краски, живописью, плотной, поражающей богатством и насыщенностью множества оттенков. Свободное от шаблонов, правдивое искусство Констебла указало пути дальнейшего развития реалистического пейзажа в Европе.
  В то время как Констебл, верный жизненной правде, находил лишь отдельных ценителей своего искусства в Англии, другие художники, определявшие художественные вкусы буржуазной публики, пользовались широкой известностью. Официальное признание получили мастера условного, отвлеченного романтического направления.
Особое место в английской пейзажной живописи занимает Джозеф Уильям Тернер (1775—1851), глубоко эмоциональное искусство которого намного опередило свое время. Вслед за Констеблом этот художник был, прежде всего, предан правде жизни. Но в его творчестве в значительно большей мере обнаружились романтические тенденции. Его пейзажи, полные контрастов света и цвета, свободно и широко написанные, иногда дополняются мифологическими или историческими сценами или персонажами — «Улисс и Полифем» (1828— 1829). Причем чаще всего человек в них оказывается во власти враждебных сил стихии.
  Красотой и насыщенностью колорита отличаются пейзажи Тернера, полные драматического мироощущения, такие, как, например, «Последний рейс корабля «Отважный» (1838). Позднее его восприятие природы становится более острым, эмоциональным, проявляясь в выборе соответствующих сюжетных мотивов или состояний природы, в стихиях особенно привлекали его вода и свет. В совершенстве владея техникой акварели, художник добивается легкости и прозрачности водяных красок, сквозь которые просвечивает тон белой бумаги. В поздних работах Тернера появляются образы отвлеченной символики.
  С установлением окончательного господства буржуазии, примерно к 40-м гг. 19 в., характер английского искусства меняется, эволюционируя в сторону отрешенности от жизненных проблем. В нем нарастают черты упадка, длительная полоса которого наступает уже с середины 19 в.

Сказочные мотивы в Викторианской живописи.
  Историки искусства относят Золотой Век живописи, посвященной феям, к Англии 19 века — времени правления королевы Виктории. С тех самых пор и до сегодняшнего дня он продолжает околдовывать художников. В те времена изображения фей кисти видных художников висели в респектабельных галереях, привлекая толпы зрителей. Викторианская одержимость Страной Фей уходит корнями в 18-ый век, в те времена, когда этим предметом занимались поэты и художники-романтики, как Фюзели и Блейк.  Последний никогда и не отрицал своей веры в фей. Такой привлекательной для викторианских художников Страну Фей сделало сочетание нескольких факторов. Во-первых, использование образов британского фольклора (а также отечественных авторов, таких как Шекспир, Поуп, или поэтов-романтиков) было глотком свежего воздуха для художников, воспитанных на традициях Королевской академии, где "правильными" сюжетами серьезных картин считались только классические мифы и библейские сказания. Во-вторых, изображения фей и духов в обстановке пышной романтической природы были эстетической реакцией на суровый, закоптелый, механизированный мир индустриальной революции, время, когда большие участки английской сельской местности быстро исчезали под кирпичом и цементом. В-третьих, "фольклор" был новой и увлекательной областью научных исследований, придав старым народным сказкам о духах и феях тот флёр, которого им раньше не хватало.
  Наконец, повсеместное обычное использование лекарств-опиатов без сомнения играло свою роль в пристрастии 19-ого века к фантастическим образам...

  Викторианская классика: Ричард Дэдд и Ричард Дойль.
  Классическим викторианским художником сказочной тематики считается Ричард Дэдд. Он населил холсты существами из британской сказочной литературы и архетипов деревенского сказочного фольклора: миниатюрными созданиями, изображенными в натуралистичной обстановке с множеством деталей. Будучи студентом Королевской лондонской академии, Дэдд писал невыразительные пейзажи, морские и с животными; позднее он совершил путешествие на Ближний Восток, которое переменило всю его жизнь. Во время поездки Дэдд находился в таком лихорадочном возбуждении (как он писал другу), что опасался за свое душевное здоровье – что подтвердил и доктор по его возвращении в Лондон. По совету доктора, отец художника увез его отдыхать в деревню. Вскоре после этого, Дэдд насмерть заколол отца и бежал во Францию, где намеревался убить австрийского императора, но в итоге заколол случайного незнакомца. Его арестовали и, привезли обратно в Англию, где заточили в Бедлам (сумасшедший дом). Именно там он написал свои потрясающе детальные сказочные картины. Самая известная из них - "The Fairy Feller’s Master Stroke".
Ричард ("Дикки") Дойль, так же как и Ричард Дэдд, изображал Страну Фей как миниатюрный мир, где духи прячутся под опавшими листьями и под каждой травинкой. Лучше всего известны его книжные иллюстрации, однако Дойль также писал большие картины акварелью и маслом, обычно населенные сотнями тонко, тщательно выписанных фей.

2. Литература.
  30-е годы XIX в. в истории развития английской литературы ознаменованы появлением новых черт в жанровой структуре романа, что было обусловлено развитием Англии в период формирования чартистского движения, обострения противоречий в стране, вступившей в викторианскую эпоху (1837--1901). 40-30-е годы- это годы крупнейших достижений в истории английского социального романа.
  Понятие викторианства, связанное с викторианской эпохой, означает определенную идеологию, образ мыслей и жизни, духовную атмосферу, комплекс нравственных и этических установлений, свидетельствующих о благополучном поступательном развитии общества в целом.
  "Блестящая плеяда" английских писателей, выразительные и красноречивые страницы произведений которых открыли миру больше политических и социальных истин, чем это сделали все профессиональные политики, публицисты и моралисты вместе взятые, показала в своих творениях все слои буржуазии. Чарльз Диккенс (1812 - 1870) и Уильям Теккерей (1811 - 1863), мисс Шарлотта Бронте (1816 - 1855) и миссис Элизабет Гаскелл (1810 - 1865) изобразили их полными самомнения, напыщенности, мелочного тиранства и невежества, и цивилизованный мир подтвердил их приговор.
    Развивая традиции просветительского реалистического романа, литература XIX в. не только расширила и углубила их, но и обогатила новыми тенденциями, наметившимися в духовной жизни общества. Развитие английской литературы сопровождалось острой идейной борьбой - христианских и феодальных социалистов. В этом особенность английской литературы, обогащавшейся опытом общественных потрясений, связанных с развитием революционных событий на континенте.
  В историко-литературном процессе Англии XIX в. можно выделить три основных периода. Первый период - 30-е годы; второй - 40-е," или "голодные сороковые"; третий - 50-60-е годы.
  30-е годы характеризуются ускоренным развитием английского общества по пути буржуазного прогресса и сложного изменения его социальной структуры. Требование свободы торговли, благополучия и процветания для всех слоев населения оказались актуальными проблемами и для науки, и для литературы, и для искусства. Не случайно именно в 30-е годы возродились старые традиции выражения идей и суждений в эссеистике и очерке. Подлинным выразителем сложностей и противоречий викторианского века суждено было стать Томасу Карлайлу (1795-1881), сочинения которого отразили духовную жизнь нации на протяжении целого столетия. Блестящий мыслитель и оратор, памфлетист и историк, он оказал влияние на творчество Диккенса и Герцена, Толстого и Уитмена. Он был связан с итальянскими карбонариями и с английским утопическим социалистом Р. Оуэном. Карлайлу принадлежат памфлеты: "Чартизм", "Прошлое и настоящее", свидетельствующие о том, что их автор был далек от апологетического восхваления буржуазных порядков и осуждения подъема рабочего движения.
  Основными вопросами, дискутируемыми в конце 20-30-х годов, были вопросы, связанные с романтизмом, с судьбой романтического героя. Писатели и философы - Э. Булвер-Литтон (1803 - 1873), Б. Дизраэли (1804 - 1881), Ф. Мэрриат выдвигали на первый план сильную энергичную личность, поэтизируя ее и рассматривая вне общественных связей, а также героизируя преступление ("Вивиан Грей", "Молодой герцог", "Кантарини Флеминг" Дизраэли). Наибольшую известность, однако, принесли Дизраэли его программные романы 40-х годов ("Сибилла, или Две нации", 1845; "Танкред", 1847; "Конингсби", 1844), в которых он дает реалистическую картину труда и быта английских рабочих в период нарастания чартистского движения ("Сибилла"), а также рисует жизнь молодого поколения, энергичного и эгоистичного в осуществлении своих честолюбивых замыслов. Все три романа Дизраэли должны были помочь его политической карьере, которую он блистательно сделал, получив пост премьер-министра.
  40-е годы открывают второй этап в развитии английской литературы. Это период общественного подъема, размаха чартистского движения. Основные вехи данного исторического периода - съезд чартистов, состоявшийся в Манчестере в 1840 г., всеобщая забастовка и экономический кризис 1842 г., новый взлет чартистского движения в 1846 г. и, наконец, революция 1848 г. на континенте.
  В социальных романах "голодных сороковых" - Дизраэли, Кингсли, Булвер-Литтона, Диккенса и Теккерея, сестер Бронте - получили отражение и идеи века, и состояние общественного движения, и нравственные принципы эпохи. Растерянность и страх правящих классов перед размахом чартистского движения все чаще сказывались в апелляции к религии, способствующей нравственному совершенствованию человека и рождающей в обществе терпимость, стремление к "гармоничному" сочетанию интересов предпринимателя и труженика.
  Блестящая плеяда английских романистов с наибольшей полнотой и убедительностью не только показала в своих произведениях реальное положение вещей, вскрыв крупнейшие противоречия и открыв болезни современного общества (чрезмерный эгоизм, тщеславие), но и выдвинула благородные гуманистические идеалы - идеалы людей, нравственно здоровых и чистых, способных на самопожертвование. Английские реалисты опирались на богатые традиции бытописательного и нравоописательного просветительного романа, боевую по тону публицистику, материалы газет и журналов своего времени, будили общественное мнение, привлекая его внимание к самым темным, негативным сторонам жизни. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Э. Гаскелл смогли обогатить художественную палитру своего творчества тем, что внесли в реалистическую структуру повествования символику и метафору, элементы театра, пародии, сатиры, бурлеска и пантомимы. Они значительно расширили функциональность художественного образа и значимость самостоятельности персонажа, чрезвычайно разнообразили повествовательную линию и обогатили диалог. Серьезный роман с определенным комплексом социальных и нравственных задач значительно укрепил свои позиции по сравнению с просветительским философским романом (У. Годвин, М. Уоллстонкрафт, Р. Бейдж, Т. Холкрофт).
  Однако, связи с предшествующей эпохой были еще очень ощутимы в этот период, о чем свидетельствует и проблематика исторического романа Теккерея и Булвера, опирающихся на события XVIII в. Они выражались в прямом следовании традиции просветительского эссе и памфлета, в развитии предромантических элементов (в частности, готического романа). Просветительские традиции сказались в постановке проблем воспитания, образования человека, формирования его идейных, нравственных и эстетических принципов.

3. Архитектура.

Период "Историзма".
С 1830-х гг. в Европе начинается период Историзма, времени сосуществования самых разных неостилей. Англия не была исключением. Ранневикторианский период характерен параллельным развитием стилей "неогрек", "неорококо", "неоготики", "византийского", "мавританского", "китайского" стилей. Упадок искусства был неизбежен. Готику долгое время коверкали, чтобы сделать ее подходящей для коммерческих зданий. Фасадами греческих храмов украшали жилые дома и банки. Римские бани проглядывали в облике железнодорожных станций. Эклектика сопровождалась негативным влиянием первых результатов промышленной революции. Громоздкая, перегруженная дробным, мелким декором мебель была иронично названа современниками стилем подставок и верхушек. Более цельно новое течение проявилось в лондонской архитектуре, где оно получило наименование готического возрождения, или неотюдор, поскольку здания в этом стиле включали отдельные элементы в подражание перпендикулярному стилю эпохи Тюдор-Ренессанса (XVI в.). Большинство существующих готических зданий Лондона построено в викторианскую эпоху.

"Британский ампир" или "стиль Британской империи"
Большие помпезные постройки этого времени отражали характерный имперский дух и потому породили еще одно название: стиль Британской империи, или британский ампир. Искусство викторианской эпохи было эклектично и потому не составило единого художественного направления или стиля. Следовательно, и название "викторианский стиль" следует брать в кавычки, понимая его фигурально.

Архитекторы:
- Чарльз Бэрри
- У. Бёрджес
- Дж. Добсон
- Н. Шоу
- Дж. Г. Скотт
- Ф.Уэбб
- Д. Бертон
- Р. Тернер
- С. Бизлев
- Артур Бломфилд
- Эдвард Блор
- У. Г. Кросслэнд
- Дж. Корри
- Е. Т. и Е. С. Холл
- Г. Джонс
- Чарльз Ланвон
- Ч. Р. Макинтош
- Дж. Г. Макнэйр

2

Понимаю, что читать этот длинный и в некоторый местах скучный текст очень сложно. Поэтому, для лучшего понимания, предоставляю наглядный материал.
Во-первых, живопись.
- Фредерик Гудалл - "Цветущее майское дерево"
- Джон Констебл - "Автопортрет"
                            "Телега для сена"
- Уильям Тёрнер - "Автопортрет"
                           "Долина Эшбурнхама"

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

3

Продолжение: картины Ричарда Дэдда и Ричарда Дойля:

увеличить

увеличить

4

И теперь примеры архитектуры.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить


Вы здесь » Обыкновенная история » Большая английская энциклопедия » Искусство Англии в Раннюю Викторианскую эпоху.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC